- Владимир Леонидович, хотелось бы подробнее поговорить о катарактальной хирургии в Вашей клинике. Не секрет, что и в профессиональном офтальмологическом сообществе, и среди пациентов Вы известны, в первую очередь, как опытнейший катарактальный хирург.

- За свою жизнь мне довелось освоить самые разные хирургические вмешательства и на переднем, и на заднем отрезке глаза. Но на самом деле хирургия катаракты – это важнейшая часть моей жизни и как врача, и как учёного, и как преподавателя медицинского вуза.

За этот год у нас в клинике было проведено полторы тысячи операций по поводу катаракты. Это наша самая популярная, самая распространённая операция.

Изначально «Современная офтальмология» создавалась для того, чтобы жителям Воронежа и Воронежской области была доступна катарактальная хирургия на самом высоком уровне. Можно было бы произнести дежурную фразу: «мы предоставляем услуги на уровне лучших мировых стандартов».

Но эта фраза хотя и звучит красиво, но не отражает сути вопроса. На самом деле, мы не хотим соответствовать мировым стандартам! Мы стремимся превзойти эти стандарты, со временем, способствуя их изменению, их актуализации!

- Амбициозная цель! Не могли бы Вы пояснить свою мысль?

- На сегодняшний день „золотым стандартом“ операций по поводу факоэмульсификации катаракты является разрез размером 2,2 мм. В нашей клинике всем без исключения пациентам делают операции с разрезом не более 1,6 мм. В некоторых случаях разрез составляет 1,4 мм.

Моё глубокое убеждение как опытного катарактального хирурга, учёного и руководителя клиники состоит в том, что на сегодняшний день стандарт 2,2 мм является устаревшим. Он уже не отражает современного уровня развития науки и возможностей медицинских технологий. И этот стандарт мы успешно превзошли.

- Что дают пациенту ультрамалые разрезы? Почему Вы предлагаете коллегам отказаться от «золотого стандарта» 2,2 мм?

- Ультрамалые разрезы существенно понижают риск осложнений, который и так небольшой в катарактальной хирургии. А мы его ещё можем снизить! Кроме того, сокращается восстановительный период после операции. Уже на следующий день у человека, вообще, нет никаких ограничений. Он может заниматься спортом, водить машину и т.д.

Хирургический доступ настолько мал и хорошо адаптируется, что позволяет пациентам не менять образ жизни. После операции нет необходимости использовать повязку, нет ограничений для наклонов, лежания на животе и поднятия тяжестей. Возможна практически любая зрительная нагрузка.

Также сокращается период, в течение которого после операции необходимо закапывать капли. Они нужны только две недели, а не месяц, как при разрезе 2,2 мм. Ультрамалый разрез также помогает решить проблему вторичной катаракты т.е. помутнения задней капсулы хрусталика.

Мы уже говорили выше, что при осложнённой катаракте задний дозированный капсулорексис является обязательным, да и при возрастной катаракте эта процедуру можно рекомендовать. Но разрез 1,6 мм делает это вмешательство гораздо более безопасным. В нашей клинике всем пациентам, которым проводится факоэмульсификация катаракты, осуществляется задний дозированный капсулорексис. 

Мною неоднократно проводились мастер-классы по обучению технологии сверхмалых разрезов с задним дозированным капсулорексисом при факоэмульсификации катаракты в рамках "живой хирургии": Воронеж 2015-2016гг. "Офтальмология в рамках Восточно-европейского кластера"(видеозапись).

Самара 2018г. "XIII юбилейная офтальмологическая конференция, Москва 2019г. "Ежегодная конференция катарактальных и рефракционных хирургов с международным участием"(видеозапись).

Факоэмульсификация с ультратонким разрезом и задним дозированным капсулорексисом – это новый уровень хирургии катаракты, раскрывающий уникальные возможности современной офтальмологии. 

Беседу вел Илья Бруштейн

Наверх